Всё-таки парадоксально, как иногда общественное мнение сказывается на твоём собственном выборе. Возможно, при прочих равных я бы никогда в жизни не взялся за этот релиз, ведь моя возможность писать не обременена ни абстрактными обязанностями, ни меркантильной формой. Для мысли я бы такие условия назвал состоянием свободы. Стало быть, я свободен в своём выборе, но всё-таки делаю его в пользу этой работы. Как это назвать? Это можно назвать погоней за широким читателем и это была бы правда, если бы я точно знал, как подобный фокус повлияет на аудиторию. Но я знаю, что, скорее всего, не повлияет никак. Так что любые обвинения в коммерцийности подобного хода я отметаю, как лишние. Скорее мой выбор можно обусловить желанием, внутренним стремлением понять природу успеха этой работы и поделиться своими выводами с читателем. Это такая, свого рода, форма графомании. Я заключаю свои мысли в слова и слова эти старательно подбираю в предложения, это единственная цель – выражение своих мыслей. И сомнению не подлежит то, что в мире полно других более достойных объектов для письменного размышления, но…
Я вообще, если честно, не слышал ни одного релиза Sinik'а полностью… до поры, разумеется. Я могу себе это позволить, вне зависимости от обстоятельств, в которых нахожусь и от некоего эфемерного долга перед читателем. Когда я подводил итоги прошлого года или писал о Церемонии L’annee du Hip Hop, я был абсолютно искренен в своих суждениях и, не смотря на известный успех альбома, я всё ещё не воспринимал его в серьёз. Не воспринимаю его и теперь, даже при том, что осознал значение оного в контексте движения современной музыки. В моих словах нет ни намёка на желание, как-то оскорбить работу или артиста, просто восприятие музыки зависит от твоего собственного понимания её, понимания творчества, роли музыки в сформированном мировоззрении. Хот-догами от музыки я не питаюсь, уж простите мне это. Альбом по-современному хорош, он полностью, по своему наполнению, напоминает современный развитый город и выделяет некоторое, внутреннее состояние современной молодёжи из общего контекста. Это и есть рисунок, кадр, на котором молодой человек или девушка ищут своё место на общей панораме, переживают эмоции, столь свойственные определённому возрасту, бросаются от смеха к слезам, затем к злости и вновь смех. Нельзя сказать, что всё это можно найти в альбоме, но этот альбом, несомненно, являет собой срез с подобной картины. Потому и такие продажи, просто он действительно находится в контексте движения жизни.
Рассуждая об альбоме нельзя оставить в стороне и то факт, что Sinik решил прекратить свою музыкальную деятельность, сконцентрироваться на работе продюсером. Серди причин своего решения, он назвал «Потерю связи с современной молодёжью, отсутствие чувства, что он находится на одной с ней волне». Это важно, потому что как раз подобное чувство и позволяет говорить об успехе среди потенциального слушателя. Альбом Le Toit du Monde именно таков, что и сделало его столь популярным. Альбом показывает, что артист находит понимание со своим слушателем, но мы ведь не знаем, чего это ему стоило?! Карьера это человека, если судить по его альбомам, развивалась чрезвычайно стремительно – 3 альбома за 3 года. Сейчас он готовит четвёртый и заключительный. Хотя, конечно, кто знает, как будет развиваться его жизнь дальше. Многие артисты только и идут в музыку ради того, чтобы выпустить альбом подобный Le Toit du Monde, по успеху, разумеется, а он решает закончить именно в тот момент, когда ему удалось то, что удаётся очень немногим. Решение это может быть понятно только тем, кто близок к артисту или же тем, кто очень близок к его музыке. Я же ни к тем, ни к тем не отношусь, поэтому позволю себе здесь оставить многоточие…
Le Toit du Monde относится к альбомам, которые обречены на успех. Само звучание, подача, оформление общего музыкального сообщения выглядят так, что остаться незамеченными со стороны слушателей они не могут. Мне не очень хочется верить, что артист целенаправленно стремился сделать коммерчески очень успешный альбом, скорее наоборот, успех пришёл к нему благодаря тому, что он сделал сам, лично, от себя. Мощнейшее вступление в виде композиции De tout là haut вместе с Kayna Samet на сто процентов концентрирует ваше внимание на том, что будет дальше. Дальше будет так же увлекательно. Артист удачно сочетает сильные, «качающие» композиции, рассчитанные на то, чтобы сводить зал с ума во время живых выступлений. Как пример такой композиции прекрасно подойдёт трэк Dans mon Club. С другой стороны артист показывает, что меланхолия ему также близка и в композициях типа Mes Panses можно услышать грусть марсельского трубадура Soprano.Очень трогательна композиция Daryl, Sinik через неё общается со своим поклонником в Африке. Здесь использован старый приём, как в композиции StanEminem. Поклонник пишет ему письмо, в котором рассказывает, как тяжело ему живётся в его городе, что он старший сын в большой семье и вынужден заботиться о своих близких, он работает на тяжёлой работе, за которую платят очень мало, что он очень ждёт концерта Sinik’a в его Либервилле, но жалуется, что билеты слишком дорогие, Sinik ему отвечает. В конце песни Sinik говорит о реальности этих событий, о существовании этого самого Daryl’a, говорит, что забывать о таких вещах ни в его природе, поэтому он решил посвятить эту песню парнишке, чтобы показать, как важны такие люди. Знаете, можно сколько угодно говорить о том, придуман ли этот сюжет или нет, но я уверен, что такие люди существуют, люди которым музыка помогает держаться за жизнь, не сойти с ума. В этом её Великая Сила.
Композиция 1 milliards d’Euros использует довольно избитый, но всё ещё работающий и прекрасно «качающий» приём с партией клавишных. Согласитесь, такие приёмы используют очень и очень многие сегодня, от 50 cent до марсельцев Carre Rouge, от Booba до «подземщика» из штатов Qwel. Но приём до сих пор работает прекрасно. Каждая из описанных композиций являет собой, что-то вроде отдельного класса внутри альбома, и каждый из этих классов представлен несколькими, схожими по настроению, композициями, которые, в свою очередь, очень органично составляют трэклист, способный не надоедать в течение всего прослушивания. Отдельных слов заслуживает композиция с James Blunt. Именно эта композиция и является главным хитом, и без того хитового альбома. James Blunt сегодня является артистом, не нуждающимся в дополнительном представлении, его музыку крутили и крутят все музыкальные каналы и все радиостанции, за исключением, разве что, каких-то специально ориентированных. Их совместная композиция Je Realise венчает альбом, заставлять буквально крутить себя по кругу. Фантастический трэк. Великолепный и очень, если подобный термин здесь уместен - правильный альбом.
Напоследок хочу сделать одно смелое предположение, если бы у этого альбома было бы ещё пару месяцев, если бы L’annee du Hip Hop проходила бы не в феврале, а, скажем, в конце мая, я уверен, что этот альбом стал бы альбомом года. Всё-таки слишком мало времени было у него, чтобы переиграть альбом Soprano, который почти целый год звучал по всей Франции, а ведь было бы чуть-чуть больше его и… Ну да ладно, история сослагательных наклонений не терпит, так что не будем на эту тему. От себя я могу сказать, что этот альбом должен быть у каждого, каждый должен хотя бы один раз его услышать, чтобы сделать собственные выводы, а быть может и согласиться с частью моих собственных. Хочется верить, что Sinik’у ещё есть, что сказать, что его следующий альбом, если и станет в итоге последним, будет не слабее. Почему-то, в это хочется верить.
Sinik – Le Toit du Monde (2007) \ Warner Musique France
Трэклист:
1. De tout là haut (avec Kayna Samet)
2. L'Essonne'Geless
3. Mes pensées
4. Dans mon club
5. Trop pour un seul homme
6. 1 milliard d'euros (avec Cifack)
7. Daryl
8. Ni racaille / Ni victime
9. Rue des Bergères
10. Incompris
11. Notre France à nous
12. Né sous "X" (avec Diam's)
13. Représailles
14. Je réalise (avec James Blunt)