Большинство тезисов, которые я имел удовольствие высказать в отношении сольного альбома Rim’K, можно смело относить и к этой работе. Однако, думаю, что найти пару слов в адрес этого релиза – работа не пыльная, так что, пожалуй, поговорим… Причина, по которой мы уделяем столько внимания этим ребятам, проста – их популярность отвечает на все вопросы одновременно, поэтому нет ничего проще, чем последовать за тем, что сейчас в моде. Я уже не раз отмечал, что отношусь к группе 113, равно как и к каждому участнику по отдельности, довольно тепло, и помнится, даже «признавался в любви» к одному из их ранних альбомов. Что ж, всё так, и от слов я отказываться не буду. Но время, в отношении эволюции творчества, имеет странный характер. Сколько групп имели счастье выпустить великолепный релиз на старте своей карьеры, который они так в последствии переплюнуть и не смогли. Обычная довольно-таки история. Впрочем, в отношении 113 это правда, лишь отчасти. Конечно, для меня их альбом Les Princes de la Ville до сих пор остаётся их лучшим альбомом, хотя во многом не из-за них самих, а из-за прекрасного звучания. Потом оно поменялось в более «сладкую» сторону, что мне радости не доставляет. Я бы погрешил против истины, если бы утверждал, что всё так плохо, отнюдь, и на их последнем релизе есть очень хорошие композиции, но какого-то полного ощущения от них не складывается. Просто хорошие композиции, слегка напоминающие о «старых временах». Хотя у многих не получается даже так.
Когда я слушаю их последние альбомы, альбом Mafia или их разнообразные соло, то мне в голову приходит мысль о том, что эти парни своеобразные «дельцы от музыки». Они выпускают релизы в больших количествах и все на примерно одинаково ровном уровне, все прекрасно продающиеся, это похоже на момент, когда от ручной сборки переходят к промышленному производству – суть вроде бы та же, но вот как-то не хватает чего-то… души, может быть (здесь стоит сделать сноску, я ни в коем случае не говорю в данном случае о релизе Kery James’a, он – отдельная история). При чём, в общем, всё по-прежнему, тематика текстов практически изменений не претерпела, подача всё на том же хорошем уровне, о качестве звучания альбомов и говорить не приходится – сведено и записано всё просто прекрасно, музыка выдерживает генеральную линию, взятую артистами, но по своей сути она всё-таки стала проще, легче усваиваться, она стала «более средней», если так можно выразиться. В этом, кстати, и причина их популярности, круг людей, которых они представляют своей музыкой, невероятно широк, если перефразировать недавнее интервью Sinik’a: «Они находятся на одной волне с молодёжью». В этой связи, я бы на месте Министерства Внутренних Дел Франции призадумался бы.
Совместные композиции так же оставляют после себя грустный остаток, на кой, извините, хрен надо было записывать совместную композицию с группой Mobb Deep или с Buju Banton’ ом, я не представляю. С финансовой точки зрения всё понятно, но с творческой… Mobb Deep уже давно «кончились», ещё в конце 90ых, они интересны только, как часть индустрии, как имя, и подобные работы говорят об одном – надо сделать денег. Трэки-то откровенно паршивые, ну вышло там что-то на сборнике, ну так то ж сборник, зачем пихать абсолютно «грустные» по исполнению композиции на свой альбом, как ни ради денег? Как-то всё очень просто. Кстати трэк с Mobb Deep – L’ecole du Crime, продюссировал Alchemist, впрочем, это ничего не меняет. «Арабская часть» пластинки также очень упростилась, раньше с удовольствием слушались композиции, в которых были использованы этнические ноты, вспомнить тот же Voix du Mali, а сейчас просто какие-то песни для плясок на арабских свадьбах, я даже вижу, как взрослые мужчины за 40 пускаются в какой-нибудь невероятный танец под эти мотивы. Просто рот вяжет от сладости. В результате альбом получается просто разбитым на трэки, нет единой идеи, что-то можно проматывать, что-то слушать, к чему-то возвращаться, но как альбом, это уже не воспринимается.
Немного о плюсах. Плюсы есть и они в композициях. Конечно Marginal, конечно Trop Puissant, конечно Juste un Mic. Три этих композиции – настоящие хиты. Великолепны. Но если Вы сначала услышите их, то Вам может показаться, что таков альбом, а это, к сожалению, не так. Всё-таки эти светлые пятна носят единичный характер. Ещё хочу сказать о композиции Un Truc en Moi. Довольно неожиданный трэк, кавер-версия композиции Smells like teen Spirit группы Nirvana. Слушается неожиданно и интересно, в тоже время в плане некоего звучания, композиция оформлена скорее в привычном стиле для 113 и не сохранила своего первоначально духа. В общем, альбом получается какой-то… я бы сказал, как и его оформление – как будто альбом из фотошопа. Какой-то такой прилизанный, ненастоящий. Советовать тратить свои кровные на него не буду, хотя, если Вы или безумный поклонник или любитель такой вот простоты, то Вам, конечно, эта пластинка не помешает. Все остальные могут спокойно смотреть Marginal и Trop Puissant у себя дома, на компьютере, или, если Вы счастливый обладатель тарелки – по телевизору, и не грустить по поводу отсутствия этого альбома у Вас в наличии.
113 - 113 Degrés (2005) // Sony BMG
Трэклист:
1. La grenade
2. Marginal
3. 36 quai des orfèvres
4. On sait l'faire (avec Booba et Le Rat Luciano)
5. Tapis rouge (avec Lil Loo)
6. Trop puissant
7. On est ensemble (avec Molaré)
8. Un jour de paix (avec Black Reneégat)
9. De Niro
10. Juste un mic
11. Radio taulard
12. Mutinerie
13. L'école du crime (avec Mobb deep)
14. Partir loin (avec Reda Taliani)
15. Tire-toi vite (avec Buju Banton)
16. Pacino
17. Avec peu de moyens
18. C'est même pas la peine (avec Demon One)
19. Vitry nocturne (avec Vitry Allstar)
20. Cercle familial
21. Un truc en moi